Под бельди понимают жидкое мыло (калийное), основу которого составляет оливковое масло с добавлением молотых трав и эфирных масел. Это мягкое пастообразное мыло. Традиционное бельди – это мыло с молотыми листьями эвкалипта, его еще называют марокканским бельди. Вообще, «бельди» означает «черный», потому как оно обладает именно таким цветом, благодаря молотым листьям эвкалипта, которые окрашивают мыло со временем. Бельди обычно используют для мягкого пилинга кожи в хаммаме, бане, сауне или же просто в ванне. Это мыло не травмирует кожу, но при этом глубоко очищает её и удаляет омертвевшие клетки, улучшает кровообращение. Оно способно смягчать кожу, увлажнять, питать её и выравнивать цвет.
Использование: необходимо нанести мыло на распаренную кожу и интенсивно натереть тело специальной рукавицей или массажной мочалкой. После чего оставить мыло на коже на 3-5 минут, а затем смыть теплой водой. Если кожа не будет распарена, то и глубокого очищения не получится.
Как уже определились выше, классическое бельди – это эвкалиптовое бельди, в составе которого преимущественно оливковое масло (85-100%). Но, зачастую, мыловары называют бельди калийное мыло, сваренное по разным рецептам, в котором есть различные растительные компоненты – например, высушенные молотые травы или ягоды. Я тоже отношусь к таким мыловарам и считаю, что ограничивать свою фантазию не стоит.
Эвкалиптовое бельди пусть и замечательное, но на любителя. Лично я не люблю запах эвкалипта, поэтому предлагаю свой вариант этого чудесного мыла – бельди с травами.
Рецепт бельди с травами (на 300 гр масел):
Как и любое жидкое мыло (калийное), бельди приходится мешать довольно долго (до наступления следа), но, поверьте, это того стоит и результат окупает все затраты на время. Это бельди будет готовиться горячим способом. После соблюдения техники безопасности, подготавливаем необходимые масла,весы.
Далее все по обычной технологии приготовления мыла с нуля. Отмеряем все ингредиенты, твердые масла топим на бане, потом смешиваем их с жидкими; готовим щелочной раствор и при одинаковой температуре щелочного раствора и масел, вливаем раствор в масла. Затем беремся за блендер и запасаемся терпением
Мешаем с перерывами. Пару минут помешали и на 10-15 минут оставили на «отдых». Постепенно масса густеет и кажется, что вот-вот наступит след.
Но нет, впечатление оказывается ошибочным, после «отдыха» масса расслаивается
С 6-го или 7-го захода пошел нормальный след.
Масса не расслоилась и отправилась на водяную баню, так как выбран горячий способ. Если вдруг нет времени или желания следить за мыльной массой на бане, то можно избрать и холодный способ на этом этапе – добавить молотые травы, пережир (если бы холодный способ задумывался изначально, то весь пережир можно было выставлять в калькулятор) и тщательно размешать. А затем мыльную массу надо переложить в емкость, где она будет храниться и убрать на месяц-два для созревания. Но это так, отступления от технологии – у нас ведь задуман горячий способ, поэтому мыльную массу на баню. Вот уже масса вошла в гель. Стала прозрачнее, приобрела блеск.
Пока будущее бельди готовится на бане надо приготовить травы – их необходимо измельчить в кофемолке и, для надежности, просеять, чтобы не попадались крупные частички, которые могут царапать кожу. При холодном способе об этом, конечно же, надо позаботиться раньше – например, в перерывах между перемешиваниями, когда мыльная масса на «отдыхе».
Так как процент жидкости в рецепте еще не окончательный, то я приготовила совсем немного отвара (использовала все те же зверобой, душицу и чабрец), взяла его 25 мл и добавляла в мыльную массу после геля маленькими порциями, при перемешивании.
Часа эдак через 3 можно снимать пробу на готовность мыла. Если масса готова, то снимаем с бани, добавляем пережир и молотые травы.
И хорошо-хорошо перемешиваем. Вот уже почти готовое, но еще горячее бельди.
Когда остынет, масса станет еще более темной, а со временем настоится до совсем черного цвета. А вот уже окончательно готовое бельди с травами:
Не добавляла никаких эфирок, но аромата и так достаточно - особенно ярко он раскрывается при нанесении на кожу. Преобладает душица. Все же бельди - это особое мыло и я не знаю, как в него можно не влюбиться сразу же после первого использования. После него кожа такая гладкая, нежная и есть невероятное ощущение обновленности!
Если кто не пробовал готовить бельди с нуля, то это упущение обязательно надо исправить!
Комментарии
сколько такое мыло можно хранить?
А почему именно замороженные травы хотите добавить? Дело в том, что без сухих трав будет отсутствовать скрабящий эффект. К тому же, срок хранения мыла резко сократится.
Как добавлять. Можно часть травок использовать, чтобы приготовить отвар и этим отваром полностью или частично заменить жидкость по рецепту - это касается и калийного и натриевого мыла. А сами травки можно добавлять или в процессе варки на бане (имеется ввиду, конечно же, горячий способ) или же по окончании варки в горячую массу - как удобнее.
Мяту я тоже очень люблю, вот только в мыле запаха от нее практически не остается. Для аромата понадобятся ароматизаторы или эфирные масла.
А крапива - отличнейшая травка для волос, так что она прямо-таки напрашивается стать компонентом в шампуневом мыле.
А возвращаясь к рецепту, да - после бани/духовки надо добавить 6% масла, которое желаете видеть в пережире. Итого, общий пережир данного мыла будет составлять 8%.
Калькулятором можно пользоваться тем же, только не забудьте установить точечку (галочку) около нужной щелочи, дабы калькулятор вел расчет именно для KOH, а не для NaOH.
Об особенностях изготовления калийного мыла, к коему и относится бельди, Вы можете прочесть в статье Жидкое мыло с нуля (ссылка в тексте на эту статью есть).
спасибо заранее
Щелочь KOH.Третьи сутки как занимаюсь этим мылом. По частям плавила с добавлением воды (та еще морока) потом травы молотые добавляла. Сделала три порции и каждая порция с разными консистенциями получилась. Но очень густой нет как жидкая сметана. Загустеет ли ? И заметила еще что странно при добавлении сухих молотых трав масса разжижалась еще более так правильно ? Спасибо за ответ.
Лишняя влага испарится постепенно и масса загустеет.
При добавлении трав масса не разжижается, но пластичность ее действительно меняется.
Вы с этой щелочью делали жидкое мыло? И какой момент мыло стало твердеть - уже на стадии следа? Или на бане? Или после добавления отвара?
Добрый день ! Начало густеть в процессе следа, (может допустила слишком сильный след), и потом в процессе варки в духовке, температура минимальная была и дверца открытая, процесс варки как обычное мыло "с нуля" ,Может на воздухе оно у меня закоксовалось быстро. Потом после варки решила поделить на 3 части и доводить до ума по очереди. В первую часть доливала не очень много воды, положила травы - пастообразная смесь получилась, сверху она сразу потемнела. Во 2- ю и 3-ю части видимо много воды долила - получилась жидковатая паста, Решила соединить все три части после того как травы были добавлены. Воды конечно не добавляла, пришлось работать блендером. В результате общая масса разжижилась, сверху образовалась пена, в таком виде стоит в таре в холодильнике и сейчас. Ваш рецепт копировала полностью увеличив все в 2 раза. В итоге вес моего мыла -1835 г. С KOH варила первый раз, чисто внешне эта щелочь выглядит также как и NaOH в виде пластинок. Сейчас мне может его достать из холодильника и дать высохнуть, а как быть с пеной ? Спасибо.
Разбавляли водой, не консервировали, так что храните в холодильнике. Пену снимите.
Почему спрашиваю про щелочь - был опыт, что поставщик перепутал щелочи - по внешнему виду они были одинаковые. Варила калийное, получила я обычное твердое мыло. Когда стали разбираться со щелочью выяснилось, что поставщик перепутал этикетки. Калийное без видимых причин (коими обычно выступают добавки) не становится твердым, а здесь простой по составу рецепт, без сложностей.
Спасибо за ответ. А как еще можно определить - какая это щелочь ?
В эту массу уже ничего не вмешивайте - зачем? Чтобы она гуще стала? Тогда лучше поставьте на баню с открытой крышкой - уйдет лишняя вода. Просто это уже совсем не то мыло, которое планировалось, не надо увеличивать его объем еще больше.