Соляное мыло – одно из разновидностей мыла с нуля. Почему соляное? Потому что в состав такого мыла добавляется от 70 до 100% соли – морской или поваренной. Предпочтительнее все же морская соль. Соляное мыло обладает рядом достоинств: оно твердое, медленно смыливается, экономично, а так же оказывает полезное воздействие на кожу – очищает, тонизирует, придает гладкость, упругость и бархатистость, сужает поры и многое другое.
Прекрасно подойдет для жирной кожи, склонной к прыщам и воспалениям. Вообще, список лечебно-оздоровительных и косметических свойств соляного мыла довольно обширен и всё благодаря большому количеству соли.
У изготовления соляного мыла с нуля есть свои особенности. Мыло с солью плохо мылится, поэтому необходимо, чтобы в рецепте было не менее 60-65% кокосового масла, а то и все 100%. Но, при таком количестве кокосового масла с его сильными очищающими свойствами мыло может сушить кожу, поэтому выставляется большой пережир 12-15%. Соль отмеряется от общего веса масел в рецепте и может достигать 100%. Всыпать соль стоит после наступления следа. Преимущественно соляное мыло с нуля готовят холодным способом. Можно, конечно, и горячим, но будут определенные трудности, потому что после всыпания соли мыльная масса начинает стремительно густеть. Это мыло обязательно должно проходить гель, иначе оно будет крошиться.
Итак, соляное мыло будем готовить холодным способом. Для приготовления потребуется (на 400 грамм масел):
Нюанс – соль должна быть мелкого помола, желательно её пропустить через кофемолку. В этом мыле скрабящего эффекта быть не должно, поэтому частички соли должны быть очень мелкими.
Процесс приготовления соляного мыла с нуля начинается стандартно - необходимо позаботиться о технике безопасности и приготовить все ингредиенты и инструменты, которые потребуются.
Отмеряем твердые масла и соль.
Отправляем твердые масла на баню. Тем временем отмеряем жидкие масла, воду, щелочь. Так же готовим добавочные компоненты: отдушку, глину, отвар марены. Глину лучше предварительно просеять, чтобы не попалось крупных твердых частиц.
Пока твердые масла топятся, готовим щелочной раствор (при работе со щелочью уже должны быть одеты перчатки, маска, респиратор). Когда масла растопились, снимаем их с бани, вливаем в них жидкие масла. Доводим температуру щелочного раствора и масел до одинаковой. Нюанс соляного мыла – чем ниже будет температура смешивания раствора и масел, тем проще будет в дальнейшем работать с мыльной массой – она не так быстро загустеет при добавлении соли и будет больше времени на раскладку в формы. 40 градусов – будет оптимальная температура. Температура сравнялась. Процеживаем щелочной раствор через неметаллическое ситечко и вливаем его в масла. Далее блендером доводим до стадии следа. Надо заметить, что наступает он очень быстро. Еще одна особенность соляного мыла – необходимо уловить тонкий едва заметный след, чтобы мыльная масса была максимально жидкой.
След появился. Всыпаем соль. Соль лучше предварительно подогреть, чтобы она была теплой - это так же позволит продлить нахождение мыльной массы в жидком состоянии.
Тщательно размешиваем соль в мыльной массе. Можно воспользоваться блендером (но на чуть-чуть), чтобы не было комочков. Мыльная масса начинает стремительно густеть. Далее работать придется быстро. По рецепту планировалось одну часть оставить белой, в другую добавить черную глину, а в третью немного насыщенного отвара марены. Белая часть сразу заливается в формы. Оставшаяся делится пополам. В одну добавляется глина и отдушка, размешивается, заливается в форму. В другую отвар марены.
Хорошенько перемешивается и в форму.
Немного про отдушки – они могут сильно загущать мыльную массу, а при изготовлении соляного мыла такой эффект категорически не нужен. Поэтому, прежде чем добавлять какую-либо отдушку стоит заранее её протестировать на другом мыле.
Температура была подобрана хорошо, след удалось поймать легкий, поэтому мыльная масса без проблем залилась в формы.
Впрочем, бывает и так, что при добавлении соли мыльная масса очень сильно густеет и тогда уже не то, что заливать в формы, а запихивать её туда приходиться.
Мыльная масса в формах. Их надо укутать и поместить в духовку (разогретую и выключенную) для прохождения стадии геля. Повторюсь, что соляное мыло следует в обязательном порядке пропускать через гель, так как безгелевое будет крошиться. Это мыло чувствительно к температуре – она не должна быть больше 70 градусов, в противном случае мыло может закипеть, а это его испортит. В духовке должна быть температура 65-70 градусов.
Про формы для соляного мыла. Удобнее использовать порционные силиконовые формы (субъективное мнение) – тогда не надо заморачиваться с нарезкой мыла и доставать оттуда готовое мыло проще простого. Если же используется форма под нарезку, то через пару часов это мыло надо достать из духовки и нарезать, пока оно еще горячее. Если мыло остынет, то нарезать его будет весьма проблематично – мало того, что оно будет очень твердым, так еще и будет бессовестно крошиться при попытках отрезать от него кусочек. В данном случае не использовались формы под нарезку, поэтому мыло осталось ночевать в формах.
На следующий день мыло надо извлечь из форм (делать это необходимо в перчатках!) и убрать в проветриваемое место дозревать на месяц.
Вот такое получилось мыло:
К сожалению, цвет не очень верно передан. Мыло без добавок вовсе не бело-кремовое, а белоснежное.
А вот это соляное мыло с нуля горячим способом:
При горячем способе изготовления мыла соль надо всыпать не в след, а уже после готовности мыла на бане. Мыльная масса и так густая, а когда с солью смешивается… Раскладывать, вернее запихивать, в формы не очень удобно. Да и твердеет моментально просто.
Из впечатлений о соляном мыле с нуля – пенится очень хорошо, кожу совсем не сушит, при этом делает её гладкой и подтянутой! В общем, отличное мыло! Для жирной и проблемной кожи, особенно удачное сочетание соляного мыла с черной глиной, которая обладает массой полезных свойств.
Да, еще нюанс - если вдруг что не сложилось, то переварить это мыло вряд ли получится - при нагревании на бане оно расслоится.
Важно! Соляное мыло нельзя хранить в металлической мыльнице.
Комментарии
сварила соленое ХС
по рецепту:
60% кокос
18% касторка
22% пальма
70% соль
5% эм
достала меньше чем через сутки из форм, а она мягкое и спокойно края можно отклоть, а то что отщипываешь оно крошится
мыло испорчено? что я могла сделать не так или подсохнуть еще надо? а то пишут что оно сразу каменеет, но у меня такого не было и сейчас оно продавливается по краем если нажать
смешивала при температуре 34-35гр и масло и щелочь, после легкого следа добавила соль и снова размешивала потом эм, потом разложила по формам и поставила под одеяло
насколько я понимаю процесс мыла стадия геля сама по себе и без духовок проходит, неужели соляное без духовки стадию геля не проходит? и кога смешивала с солью оно тоже не каменело а продолжало оставаться поддатливым как крем
А вот по поводу того, что мягкое и крошится - по рецепту слишком много баттеров для соляного мыла. Плюсом к этому, соляное мыло должно пройти гель, чтобы оно не было хрупким.Если раскладывали по порционным формам, то для геля необходимо было поместить мыло в духовку.
Процесс стадии геля проходит сам по себе, если укладывается в большую форму под нарезку (да и то не всегда - нюансов много) - тогда его достаточно просто укутать, а в порционных формах, зачастую,
гель не наступает.
В Вашем случае была довольно низкая температура смешивания масел и щелочи, а затем добавленная соль еще охладила мыльную массу + порционные формы - соответственно, стадии геля не было + много баттеров. Отсюда может быть проблема мягко-крошащего ся мыла.
Оно полежало и стало твердым, при использовании не крошится, с пеной. А соль я добавляла подогретую)
Не каменное и все же уже не так печально и совсем не печально как было))
в следующий раз уже обязательно в духовку для геля))
А знания приходят с опытом как раз - читать и узнавать как правильно что-то делать очень полезно, но вот с опытным путем это не сравнится.
Вообще, если вдруг с мылом порой что-то не совсем так, как задумывалось, то не стоит особенно переживать, просто надо дать мылу время на "подумать", по истечение которого всё вполне может нормализоваться .
Пережир 12% весь выставляется в калькуляторе (о чем, собственно, я и делаю пометку в рецепте). Никакие масла отдельно Вы не добавляете, калькулятор щелочи произведет расчет так, чтобы остались "свободны" (не вступали в реакцию со щелочью) 12% масел.
А вообще в пережир можно добавлять любое масло - и баттер, и/или жидкое. Только баттеры перед добавлением лучше растапливать.
В данном случае важны не пропорции, а соблюдение температуры при смешивании и возможность "поймать" легкий след. И не забудьте подогреть соль перед введением.
Перепроверяйте количество добавленных компонентов, в частности щелочи. Основные причины того, что мыло не густеет - избыток воды и недостаток щелочи.
Состав кокса уменьшайте на своё усмотрение, т.к. без ущерба для пенообразования его уменьшить не получится. Как Вы сами понимаете уменьшение на 5-10% особого эффекта не даст и очищающие свойства останутся все такими же высокими, а больше - мыло будет хуже пениться.
Форма жирная, в смысле как маслом смазана или прям жирная-жирная, с "потеками" масла? Если первый вариант, то нормально, не волнуйтесь.
Нет, это не может быть глина. Я добавляла только соль, эфирное масло эвкалипта, и как только его добавила - сразу же резко мыло стало густеть Возможно ли проверить такое мыло полосками?
Да, полосками проверить можно.